"Колхоз МХБ" о Григории СКОВОРОДЕ

Модераторы: Вячеслав, Думка

"Колхоз МХБ" о Григории СКОВ

Новое сообщение Думка » 03 дек 2007, 04:58

"Колхоз МХБ" о Григории СКОВОРОДЕ

ГРИГОРИЙ САВВИЧ СКОВОРОДА
[22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, -
29.10(9.11).1794, с. Ивановка,
ныне Сковородиновка Харьковской области],


Изображение

Изображение

Изображение

- украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750-1753 годах (по др. данным, 1747-1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в селе Каврай. С 1759 году около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 1770-х годов вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.
Сковорода был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Философское учение Сковороды, изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх "миров": макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по Сковороде, Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная "форма", законоустрояющая "материю", что даёт возможность говорить о тенденции Сковороды к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для Сковороды характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений Сковороды, где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии Сковорода придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена Сковорода воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

Социальные и педагогические взгляды Сковороды основаны на учении о "сродности", "сродном труде". "Сродность" каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою "сродность", становится воистину счастлив. Согласно Сковороде, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у Сковороды напоминает сократовскую "родовспомогательницу": задача наставника - не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".

Сковорода принадлежит сборник стихотворений "Сад божественных песней", в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере Сковороды свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, "многоголосая" форма выражения идей ещё при жизни Сковороды способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен Сковороды, их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.

(Ю. М. Лощиц.)
Думка
 
Сообщений: 451
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 14:45
Откуда: Россия

Новое сообщение Думка » 03 дек 2007, 05:01

Сохранились некоторые рисунки и автографы Г.Сковороды.
Галерею уникальных рисунков можно посмотреть здесь.


Изображение
Думка
 
Сообщений: 451
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 14:45
Откуда: Россия

Новое сообщение Думка » 03 дек 2007, 05:05

Борис Леонидович СМИРНОВ о Григории СКОВОРОДЕ


…прости, что не отвечал так долго на присылку Сковороды. С его творчеством мне довелось познакомиться ещё в двадцатых годах. Удивительно, вернее, замечательно, что духовное развитие человека происходит по одному плану, выявляет общие закономерности, индивидуальные же подробности стушевываются...


О Григории Сковороде приходилось читать, да и его собственные произведения приходилось читать. Он читал Библию на древне-еврейском языке и никаких переводов не признавал. Собственные его произведения напоминают каббалу в Рейхлиновском вкусе. Это был человек огромной творческой силы воли. Для него, казалось, не существовало разницы между "возжелать", как он сам выражался, и "осуществить".

Бросив Елисаветинский хор, он ушел пешком в Германию, а затем из Германии отправился также /... .../ и Италию.
После нескольких лет пребывания за границей, он вернулся в Харьков уже человеком, получившим официально высшее образование. Создав основу Харьковского университета, он "возжелал" отправиться "в народ" и долго странствовал по Харьковщине и Полтавщине.

Всегда пешком, всегда туда, куда хочет и когда хочет. Уже глубоким стариком он "возжелал" отправиться куда-то на север от Харькова к одному из своих последователей-учеников. Но осень уже настолько продвинулась, что идти пешком без передышки он уже не смог и на полпути зашел к другому своему ученику, какому-то панку, где его всегда готовы были принять и специально для него выделили горницу, всегда готовую его принять, как пророка Елисея та суламитянка. Он живал в горенке, иногда по нескольку дней не выходил. Зная такую его привычку, хозяева боялись его тревожить. Так Сковорода три дня не выходил из комнаты, и хозяева, наконец, дерзнули войти в горенку. Он лежал уже давно умерший на полу; под головой у него была его котомочка с неизменной еврейской библией. А в саду оказалась вырытая им самим могила на том месте, где он сам "возжелал" почивать.

"Не имамы здесь пребывающего, града грядущаго взыскуем."


О Сковороде тоже читал лет тридцать "с гаком" тому назад довольно пространную работу типа биографии. Стихи Сковороды мне не попадались под руку, хотя том его сочинений у меня был в руках также в те времена (двадцатые годы).
Это статьи определенно каббалистического характера. Он знал древнееврейский хорошо, библию признавал только в оригинале и, судя по тому немногому, что я прочел, думаю, что он владел методами её толкования.


Рад за Вас, что Вам удалось поймать таких "рыбин", как Ашвагхоша и Сковорода. Оба издания мне знакомы.


Очень рад, что вам попала в руки книга о Сковороде. Насколько я помню, книга была издана непосредственно перед войной четырнадцатого года или во время войны. Во всяком случае, я познакомился с ней в двадцатых годах.


Лет тридцать тому назад мне довелось читать некоторые произведения Сковороды. Он очень близок к учению каббалы, с которой, конечно, был хорошо знаком. Библию признавал он только в оригинале (то есть на древнееврейском языке). Он всегда носил с собой Библию. Есть хорошая монографическая работа о Сковороде Вл. Эрна.



В. Эрн Г.С. СКОВОРОДА И ПОСЛЕДУЮЩАЯ РУССКАЯ МЫСЛЬ
(заключение книги В. Ф. Эрн. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение.)
Думка
 
Сообщений: 451
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 14:45
Откуда: Россия

Новое сообщение Думка » 03 дек 2007, 05:07

Анна Эрастовна ЛЫСЕНКО о Григории СКОВОРОДЕ


Прочли 2 хороших книги из серии “Жизнь замечательных людей” – Р. Фиша “Джелалиддин Руми” и Ю. Лощиц “Сковорода”. – Тоже знамение времени – отрадные эти книги вышли в большом тираже, что обеспечивает знакомство с ними молодёжи, неизбалованной подобной литературой. На рекомендованную мною книгу Руми, из Кузнецка написали: “Читаю и восхищаюсь Дж. Руми, спасибо”. Итак, обязательно прочтите обе книги, “Весть”, верните, пожалуйста.


Посылаю выписки из переводов Г.Сковороды "Плутархова книжечка о спокойствии душевном" и "Цицерон о старости". Мне нравится: просто, верно, хорошо. Язык старинный, но содержание, как у большинства писаний древности, свежо, всегда современно.


Вы пишете относительно Сковороды – здесь этого издания не было, о котором Вы пишете, но Вы не затрудняйте себя присылкой, вряд ли сейчас Борис Леонидович будет в состоянии читать. Все мы относимся к Сковороде с почтением, он был настоящий философ и человек. Меня всегда умиляло, как он, предчувствуя кончину, сам вырыл себе домовину, одел чистую одежду, зажёг восковую свечу и улегся на лавке, сложив руки крестом. Так и помер. Помню, читала отрывки из его дневника, он описывает то, ни с чем не сравнимое озарение, экстаз, о котором люди обычно рассказывать не в силах и дают только намеки, мало что передающие, но у него очень живое, яркое описание.


Знаком ли ты с писанием Сковороды? Привожу страничку его высказываний: "Зачем мы стремимся к мудрецам, стучимся к ним, в конце концов мы одного лишь хотим: слова утешения, слова надежды. Какая цена мудрости, если она к нам равнодушна, если она заботится только о том, чтобы быть объективной? Мы ждём от мудрости любви и милосердия, а не безупречных силлогизмов. Наше голодное сердце насытится только тогда, когда мы увидим, что сердце нашего собеседника открыто для нас. Что оно лучится для нас своим опытом. Мы не ждём от него списка книг, которые надо прочесть, ни афоризмов, которые следует заучить. Мы хотим, чтобы он научил нас, как лучше вести себя с отцом, с матерью, с женой и детьми, с братом, с другом и с тем, кого считаем своим врагом, с первым встречным и со всем миром. Чтобы он подсказал нам, что нам думать о жизни и как вести себя по отношению к смерти. Мы обращаемся к нему не от избытка собственной жизни, а потому, что сознаем своё несовершенство и томимся этим. Если он скажет: вот вы плохи тем-то и тем-то, то что он прибавит своими словами? Но мы надеемся, что среди плохого он обнаружит и хорошее, поддержит его, поможет ему расти, и мы стучим в дверь и шепчем: "Любви и милосердия, милосердия и любви".

Сковорода нес в народ слово о счастье для каждого и для всех. Это поистине сердечная философия, раскрытая человеку, раскрытая навстречу его судьбе.

В 1870 г. Сковорода гостил у родственника своего, настоятеля Китаевского монастыря (под Киевом). Три месяца прожил там с удовольствием, но вдруг заметил непонятное побуждение в себе уехать из Киева. Иустин (настоятель) умолял его остаться. Тогда Сковорода пошёл в Киев просить друзей, чтобы отправили его. Пошёл он на гору, откуда сход на Подол и вдруг остановился, почувствовав сильный запах трупа, такой, что он вернулся домой и отправился в путь на другой день. Приехав в Ахтырку, остановился у приятеля своего, архимандрита в монастыре. Прекрасное местоположение и приязнь друга успокоили его. Вдруг появилось известие, что в Киеве - моровая язва, о которой в бытность свою в Киеве Сковорода не слыхал, и что город уже заперт. Сердце его до сих пор почитало Бога, как раб, с тех пор возбудило его, как Друг. Об этом он рассказывал своему другу так:

"Имея /.../ мысли и чувства души моей благоговением и благодарностью к Богу, встав рано, пошёл я в сад прогуляться. Первое ощущение, которое осязал я в сердце моём была некоторая развязанность, бодрость, свобода, надежда с исполнением. Введя в сие расположение духа всю волю и все желания свои, почувствовал я внутри себя черезвычайное движение, которое преисполнило меня силой непонятной. Мгновенно некое сладчайшее излияние наполнило душу мою, от которого вся внутренность моя возгорелась огнём. И казалось, что в жилах моих пламенное течение кругообращалось... Я начал не ходить, а бегать, как бы носим неким восхищением, не чувствуя в себе ни рук, ни ног, но будто весь я состоял из огненного состава, носимого в пространстве кругобытия. Весь мир исчез передо мною: одно чувство любви, благонадежности, спокойствия, вечности оживило меня. Слёзы полились из очей моих ручьями и разлили некую умилённую гармонию на весь состав мой. Я принял в себя, ощутил аки сыновье в любви уверение и с того часа, посвятил себя на сыновье повиновение Духу Божию..."
Думка
 
Сообщений: 451
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 14:45
Откуда: Россия

Новое сообщение Думка » 03 дек 2007, 05:45

О Григории Сковороде:

http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/084.php

http://marsexx.narod.ru/bib.html#skovoroda

http://varsavva.narod.ru/biograph.html

http://varsavva.narod.ru/zhisneop.html


Некоторые РАБОТЫ (читать)

Разговор, называемый Алфавит, или Букварь мира

БАСНИ ХАРЬКОВСКИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ДВЕРЬ К ХРИСТИАНСКОМУ ДОБРОНРАВИЮ

РАЗГОВОР пяти путников ОБ ИСТИННОМ СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ

БРАНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА С САТАНОЙ О СЕМ: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ БЛАГИМ

КОЛЬЦО. ДРУЖЕСКИЙ РАЗГОВОР О ДУШЕВНОМ МИРЕ

[url=http://marsexx.narod.ru/lit/skovoroda-gs.html]Песни.
Толкования из Плутарха
Переписка с Коваленским[/url]


АВТОГРАФЫ СОЧИНЕНИЙ

Уникальные автографы Григория Сковороды с рисунками автора.
Электронные копии документов предоставлены
на основе печатного издания: Сковорода Г. Повне зібрання творів:
У 2-х т. - К.: Наукова думка, 1973.
Источник: ІЗБОРНИК (izbornyk.org.ua)

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Думка
 
Сообщений: 451
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 14:45
Откуда: Россия


Вернуться в Духовный Путь! Борис Леонидович СМИРНОВ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron