Максим » 24 май 2006, 22:13
Перечитал Ваши письма. Они заставили меня задуматься и насторожиться. Меня
остановили Ваши слова в письме от 24/II о том, что Вы берете от Патанджали
"рациональное зерно", а мистическую шелуху о внутреннем "Я"(адхьятман) отбрасываете.
К сожалению эту мысль в той или иной формулировке приходится слышать весьма
часто. Чтобы не идти далеко, сошлюсь хотя бы на Петрова, излагающего приёмы
хатха-йоги; изложение его вполне грамотное. Видимо ему была доступна достаточно
широкая литература по вопросу. Но у меня, при встрече с такими явлениями,
как работа Петрова, возникает недоуменный вопрос: и чего человек привязывает
себя к тому, с чем по существу не согласен? Мало ли есть всяких систем
гимнастики, которые можно принять целиком, без "двойной бухгалтерии" -
от шведской до джиу-джитсу. Чем проработанней система, тем органичней
спайка её членов. Хатха-йога вовсе не в том, чтобы энное количество минут
простоять на голове, а потом завязать себя в узел. Хатха-йога требует от упражняющегося
умения владеть пранами, тем, что современная физиология называет "токами
действия", то есть требует умения создавать и распределять кортико-висце-
ральные и висцеро-кортикальные рефлексы. Павлов показал, что существуют
так называемые цепные рефлексы, начинающиеся безусловным корковым рефлексом,
за которым следует ряд кортико-висцеральных рефлексов, с начальным кортико-
висцеральным рефлексом выдыхания-вдыхания. Цепь дыхательных рефлексов
теснейшим образом связана с цепью кортико-сердечных рефлексов, не подчи-
ненных нашей воле. Их можно подчинить своей воле, разрабатывая полупроиз-
вольные дыхательные рефлексы.( К слову, видимо я недостаточно четко выра-
зился в пршлом письме о задержке дыхания в любой стадии; я вовсе не
отрицал этой задержки, но лишь упомянул о ключевом моменте, на котором,
обычно, не останавливаются - допускаю, что даже умышленно. Задержку нужно
совершать не допуская возникновения положительного давления, крайне
вредно сказывающегося на легких и на сосудах, особенно - венах. Это значит,
что задержку надо производить напряжением вдыхательной аппаратуры.
Контроль производится так: при произвольной игре голосовыми связками -
раскрывании их и смыкании - столб воздуха в лёгких не должен колебаться.
Трудно изложить это дело в кратком письме, но главное я сказал).
Все изложенное требует знания и понимания учения о "внутреннем атмане" или
"адхьятмане", без этого сущность йогических упражнений остаётся закрытой и такую гимнастику можно назвать и статической и йогической и ещё как-нибудь.
Вы пишете, что занялись медитацией по формулам Рамачараки. – И охота
Вам в этой бизнесиеновской грязи возиться?! Вы даёте формулы: «Я отрицаю
Власть людей. Я утверждаю мою реальность, силу и господство над всем
этим». Кто же этот «я», о котором так настойчиво говорят формулы? Чью реаль-
ность они утверждают? Чем это «я» реальнее адхьятмана (мистического) Патанджали,
Шри Кришны (ср. Бхагавадгита, конец VII, начало VIII главы)? Кто дал ему право
«стоять выше всего этого»? Уж не американская ли содержательница весёлой
дачи для всех достигших йогинов, мистр Аткинсон-Рамачарака, провоз-
вестница краджа-йоги? А что, если эта самая Рамачарака да продала
господину Кеннеди-Моргану-Рокфеллеру все свои лучшие секреты, а на
базар вынесла обгрызочки? Лет полтораста(или полтора десятка? – старческая
память путает) тому назад, было, говорят, два таких «сверх Я» - барон
Мюнгаузен уверяет, что лично видел два хвоста после того, как «сверх Я»
съели друг друга. Оно, конечно, всяко бывает, даже и что немецкий барон
не соврёт. А всё же лучше расспросить Твардовского – он парень свой, и точно
знает, не соврет:
……………………………………………
«Как грозный дух он был над нами…
……………………………………………
«Уже и сам себя нередко
Он в третьем называл лице…
……………………………………….
Он сам от плоти стариковской
Себя отдельно созерцал…
И это «реальное Я»? Навеки утвержденная власть? А не мистическая
Ли это пустота тьмы кромешной, то есть запредельной? Саша
знает достоверно:
……………….Та старушка
Подобрала свои ключи….
Вступила в комнату без стука,
Едва заметный знак дала –
И удалилась прочь наука,
Старушке этой сдав дела».
Вы скажете – старик заврался, бормочет какую-то несусветную околесину,
- рациональная шелуха на нерациональном зерне или рациональное зерно в
нерациональной шелухе… Что там в поле? – Кто их знает, пень иль волк?
Но каждый всё-таки считает нужным окститься, прошептать с детства затвержённый заговор
«Бабы Дробачки»: «Чур, чур, аминь, аминь, рассыпся!» А для чего? Амка, что ли, по ночам скалит
зубы?
Вы спросите,- для чего эта батарея тяжёлых орудий по воробьям? – Не совсем так.
И не по воробьям, а по дичи крупнее, и не из тяжёлых орудий, а скажем, из пулемёта.
«Немудрые презирают ничтожный источник – начало великих рек» - так говорит Восток.
Не знаю, партийный ли Вы или нет. Вероятно «да», но это внешнее, а потому несущественно,
особенно перед очистительной бурей предстоящего съезда. А вот коммунист ли Вы я и не
спрашиваю, раз Вы русский и гражданин Советского Союза. Эти две предпосылки
предполагают третью. Говорю о себе: я не партийный, но почёл бы оскорблением,
если бы кто выразил мне сомнение в искренности моих коммунистических убеждений.
И когда я слышу от Вас, советского летчика, советского летчика, ошибочные, по моему
крайнему разумению, высказывания, я не считаю себя вправе отмолчаться в сторонке:
- моя хата с краю.… Не примите эти строки за наставление, хотя мне в этом году
исполняется 70 лет. Стиль нашей беседы товарищеский, так я, по крайней мере,
слышу.
У нас теперь йога в моде, особенно подкрепляется она всякими слушками о чудесах,
которые кому-то, как-то были показаны, продемонстрированы.
К системе, её уразумению надо подходить путями, указываемыми творцом (или творцами)
системы и дать критику её изнутри, с её позиций. Критика с позиций внеположных
разбираемой системе неизбежно носит характер насилья и догматизма.
Так вот, для нас, коммунистов, в том широком смысле, который определён выше,
не может служить мерилом подлое, воровское «Я» господ Аткинсонов, хотя бы и в
костюме йога, обитающего «беспрестанно налево от Ливерпуль». Аткинсон
советует беспрестанно повторять: «Я - центр Вселенной. Я центр силы. Я центр власти »,
а пока я повторяю это, как тетерев на току, он, конечно сам не веря этому вздору, уже
успел вытянуть из моего кармана полтинник за свою книжонку: - «Жита по зёрнышку
- горы наношены» - «Детишкам на молочишко хватит».
Вздор, господин Аткинсон, ведь это же бизнес! Другой такой господин писал книгу:
«для всех и не для кого» о «белокурой бестии». Но был он честнее, а потому не только
сам угодил в сумасшедший дом, но чтобы демонстративней было, поволок своего бесно-
ватого последователя, фюрера таких же бесноватых.
Всех этих «единственно реальных Я» не существует. Так говорит мудрость древней Индии.
А сегоднешний социолог докажет, что это «просто эмпирическое я» без общества есть чистейшая
иллюзия.
Индивидуум и общество есть неразрывная, целостная диалектическая пара, совместно-
развивающаяся, как оплодотворенное яйцо, а розно – неизбежно погибающая. Научно
доказано, что ребёнок, развивающийся вне человеческого общества в первые два-три
года своей жизни (такие ребята наблюдались – украденные зверями) уже теряют свою
потенцию стать личностью, индивидуальностью и остаются на уровне особей,- самцов и
самок. Но что такое общество без индивидуумов его образующих? – Фикция. А с
индивидуумами? – «Выдумка оголтелых коммунистов», как стараются внушить
нашим хлыщам сопливым те юберменши. Дескать, выше вас, бумажника
и печати вашего папеньки, ничего нет. Человечество де дошло до предела,
до абстракционизма в науке и искусстве и каждый на своей ракете летит в
ночь своей неповторимой, неисследимой индивидуальности, летит «в звёзды
врезываясь», потому, видите ли, что новоявленный Зоратустра вопит из
сумасшедшего дома: «Nacht ist es und im Nachte springen lauter
alle hoch( )ternde Brunnen!» - врут они все, врут и знают, что врут!
А у нас ясно и без всяких колебаний и неоспоримо: долг перед Отчизной
выше индивидуума. Не всякий может повторить подвиг Матросова, Зои,
Олега, Ковпака, взрослой и молодой гвардии вообще, но всякий знает, где
Правда и если я не могу повторить их подвига, то хотя бы не буду выкручиваться
пустословием «философских сентенций» о «высшем, неповторимом праве свободной,
самоутверждённой личности». Нет, над этой «правдой» разлагающегося Запада
(«четырёхдневен и смердит»), высоко над нею в поднебесье, на горе стоит
правда святых и мучеников и тех, что назвал я и миллионов тех, кого
не назвал и назвать не могу.
Я предпочитаю сидеть у ног того древнего мудреца, пока не пойму,
- что это за «Я», о котором тот говорит, вернее, вещает. А от этой западной
макулатуры – подальше! Я не говорю, что там всё только макулатура,
или что там нет высокоавторитетных специалистов по йоге, о которой очень
мало знают у нас и, к сожалению, главным образом через макулатуру.
Вот, написал Вам письмо, а можно сказать целую статью, о которой
Вы и не спрашивали, быть-может Вам и неинтересную. Пусть так.
Это ответ не только Вам. Простите, коль Вам он не нужен.
Всего доброго.
С сердечным приветом.
Думаю, что в ближайшие 5-6 недель выйдет «Мокшадхарма»,
надеюсь выслать её Вам.