Страница 1 из 1

Данилевский Николай Яковлевич п

Новое сообщениеДобавлено: 07 ноя 2007, 15:13
Val
Николай Яковлевич Данилевский(28 ноября (10 декабря) 1822, с. Оберце Орловской губернии — 7 (19) ноября 1885, Тифлис) — российский социолог, экономист, публицист и естествоиспытатель; идеолог панславизма

{Википедия}.

            Изображение


Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его взгляды на культуру Удивительно созвучны концепциям двух виднейших мыслителей ХХ в. - немца О. Шпенглера и англичанина А. Тойнби. Сын заслуженного генерала, Данилевский, однако, с юных лет посвятил себя естественным наукам, а также увлекался идеями утопического социализма.

После получения кандидатской степени он за участие в революционно-демократическом кружке петрашевцев (к нему принадлежал и Ф.М. Достоевский) был арестован, три месяца провел в Петропавловской крепости, но сумел избежать суда и оказался высланным из Петербурга. В дальнейшем как профессиональный естествоиспытатель, ботаник и специалист по рыбоохране служил по департаменту сельского хозяйства; в научных командировках и экспедициях объездил значительную часть России, вдохновившись на большой культурологический труд. Будучи идеологом панславизма - течения, провозглашавшего единство славянских народов, - Данилевский задолго до О. Шпенглера в своем главном сочинении "Россия и Европа" (1869) обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Так же как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый "культурно-исторический тип" проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от "этнографического" состояния через государственность до цивилизованного уровня. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный, "этнографический" период; примерно 400 лет - становление государственности, а 50-100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения. В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том, что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура, "которая и имени того не заслуживает, если не самобытна". С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское культурное богатство. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.), частично или полностью исчерпавших возможности своего развития. Одной из позднейших стала европейская романо-германская культурная общность. Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что "Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны"'. Как бы ни относиться ко взглядам Данилевского, они до сих пор, как и в свое время, питают и питали имперскую идеологию и подготовили появление такой современной общественной науки, как геополитика, тесно связанная с цивилизационным подходом к истории.


Как-то идеи данных авторов о Данилевском, не очень вяжутся с образом Данилевского, создающимся после ознакомления с книгами самого Данилевского.

Кто что думает по этому поводу?

Новое сообщениеДобавлено: 14 ноя 2007, 03:01
Вячеслав
В целом статья написана более-менее верно. Обращает на себя внимание только то, что написана она человеком, не любящим Данилевского, либо заигрывающим (как бы - и вашим, и нашим) с противниками взглядов Данилевского (что уже – не-любовь). Все эти выражения «... в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка.»; «как бы не относиться ко взглядам Данилевского...».

Недостатком статьи является то, что опущены пять законов развития культурно-исторических типов.

По ходу статьи можно сделать некоторые уточнения.
Например:

Данилевский выделил четыре разряда культурной деятельности, которые здесь названы «сферами». Николай Яковлевич выделил первичные культуры, которые не проявили особенных успехов в этих разрядах, все у них было «в смешении». Далее идут одноосновные культурно-исторические типы. Разряд «религии» как таковой выделился в связи с деятельностью «еврейской» цивилизации. Эллинский тип исключительно «художественно-культурный». Римский тип – исключительно «политический». Европейская цивилизация может считаться двухосновной (политика и культура, включающая в себя и науку). Славянский культурно-исторический тип, по мысли Данилевского должен будет развить все четыре направления культурной деятельности. Особо оригинально, самобытно, по мысли Данилевского, будет разрешен общественно-экономический разряд. В этом смысле он выделял общину.

Что касается сроков и этапов существования КИТов, я, к сожалению, не помню, указывал ли Николай Яковлевич такие точные цифры. Для римской цивилизации второй период равнялся 400 годам, для греческой 600. Этнографический период измерялся Данилевским "тысячелетиями".

В целом пока так. Может быть, кто-то что-то добавит.
-------
Послесловие:
По розысканию правнучки Н.Я. Данилевского Инны Михайловны Рау он родился не 28 ноября 1822 года, а 4-го декабря 1822 года по старому стилю. В этом году 17-го декабря (по нашему календарю) исполнится 185 лет со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского. Круглая дата.

Новое сообщениеДобавлено: 11 май 2008, 13:56
Александр_К
Здравствуйте!
Так как я недавно перечитывал книгу Н.Я. Данилевского "Россия и Европа", то мне хотелось бы высказаться и обратить внимание автора статьи - Val -на тот факт, что сам Данилевский, характеризуя германо-романский исторический тип, говорит о его основной черте - насильственности. Это существенное отличие, поэтому у нас с Европой действительно разные векторы и поэтому говорить о мессианстве и имперской политике нашего региона не совсем корректно. Эти слова носят ярко выраженную негативную окраску, особенно когда их используют те, кто не принадлежит к этой "империи" и "мессианству". Если мы правильно понимаем Н.Я. Данилевского, мы должны использовать сооответсвующие термины. Если вчитаться, то книга сама дает ответы на подобного рода неправильное истолкование мыслей автора.