Муравьев В.Н. "Овладение временем..."

Модераторы: Вячеслав, Думка

Муравьев В.Н. "Овладение временем..."

Новое сообщение Стравада » 17 авг 2010, 05:40

Рекомендую прочесть книгу Муравьева Валериана Николаевича "Овладение временем".
На сайте выложена в формате djvu и doc .

Муравьев Валериан Николаевич (1885 - 1930[?]). Продолжатель учения Общего Дела Н.Ф. Федорова. Сумел издать на свои деньги в 1924 году свой основной философский труд «Овладение временем…», в котором овладение временем он мыслил как создание общемировой Культуры, объединяющей всех живых существ в одну разумную волю и тем самым подчиняя слепые энтропийные силы причинности, овладевая ими, сначала на уровне Земли, а затем и в Космосе. Как только человек овладеет всей совокупностью причинности воздействующей на какую-нибудь систему, он овладеет временем этой системы, может повернуть события для неё вспять, может воскресить всех живых существ и т.д.

Некоторые места из книги написаны в духе "четырехсотлетий".

У него приведены очень сильные размышления о целостности и множественности. Мир и Человек у него то сливаются, то разъединяются. В духе ФЮМ.

Вопрос о времени В.Н. Муравьев сводит к рассмотрению вопроса причинности и множественности. Ведь время возникает там, где возникает множественность. Из все многообразных «множественных» явлений можно выделить уровни физические, химические, биологические, социальные. И, т.к. социальный уровень, содержит в себе по умолчанию все остальные, то овладение временем сводится к вопросу «… построения коллективов живых существ и, прежде всего, коллективов человеческих, а затем к теории воздействия этих коллективов на так называемые неодушевленные множества». Области социальных и исторических отношений становятся под таким ракурсом не результатом времени, а как время-образующие факторы. Т.к. область в которой человек разворачивает свою деятельность является культура, то культура и есть способ овладевания временем. Но культура бывает двух видов – символическая и реальная. Символическая культура создает проективные ценности, которые только призывают к овладеванию временем, но не овладевают им. «Культура эта, поэтому, пребывает в виде пролога, который не развертывается в настоящее действие и нередко самые гениальные, исполненные великого смысла призывы мыслителей, пророков, художников, звучат, как знаменитые оперные возгласы: «Бежим! Бежим!», в то время, как ни творцы их, ни слушатели не двигаются с места».

«В будущем, когда в процессе исторической жизни человечества эта сторона основных коллективных актов людей будет в достаточной степени им осознана, задача организованной культуры будет заключаться в том, чтобы усилить эти результаты исторического действия и выдвинуть из исчезающего океана культурных смен те острова или материки действительно ценного, спасение которы и постоянное существование необходимо для совершенной жизни живых, неумирающих существ – победителей смерти. В этом смысле может быть действительно последняя задача исторического акта есть на самом деле прыжок из царства необходимости в царство свободы, уничтожение истории с её разрушительными процессами и замена слепого её движения разумным действием объединенных в великий союз живых существ. Это вероятно потребует однако полного биологического и физиологического, а быть может и физического изменения природы планетных обитателей. История сольется с астрономией, ибо действие человеческое выйдет за пределы земной жизни, соединится с действием жителей других астрономических систем. И конец земной истории в этом смысле будет началом истории солнечной и затем истории космической». (В.Н. Муравьев «Овладевание временем…», стр. 91).

«В настоящее время производство создает предметы, служащие не для овладения временем, а для времяпровождения. Человечество как бы задается не вопросом, как преодолеть время и следовательно увековечить жизнь, а как провести время, как убить время, остающееся каждому до часа смерти. Как наилучше заполнить его наслаждением или опьяняющим дурманом! На этом фундаменте построена вся современная культура. И соответственно от промышленности и производства требуют, чтобы они «украшали жизнь» и делали бы её «удобною», т.е. заполняли бы праздное время богатых классов человечества погоней за всякого рода безделушками, вещами, перед которыми, по меткому наблюдению русских мыслителей, Герцена и Достоевского, так благоговеет средний европеец.» (стр. 111)

«Создались миллионы маленьких, не связанных друг с другом индивидуальных центров, миросозерцаний и соответствующих экономических хозяйств. И производство исключительно обслуживает эти тупики, регулируемое гораздо больше даже, чем экономическими законами, законом человеческой глупости и ничтожества – законом моды. В конце концов мода (вместе с более длительными её проявлениями – привычкой, традицией, отчасти обрядом) является быть может единственной серьезной связью этих распыленных кусочков современной жизни. Пещерные троглодиты по своей хищнической и варварской психологии -0 современные люди, средние обитатели Европы, связаны интернационалом единой пиджачной формы, общего поклонения предрассудкам тщеславия и общей эволюцией к единому ношению усовершенствованных манжетных пуговиц. Вместо культуры создается культ разноцветных идолов и этим истуканам молится истово и неистово каждый член человеческого стада, молится до упаду и до одурения, не замечая, что перед ним болван из дерева или камня. И мало по малу сам человек деревенеет, костенеет. Его внутренний огонь чадит и гаснет. Так получается уродливое искажение труда и производства: вместо того, чтобы вещи превращать в живые существа, наоборот, люди превращаются в бездушные чурбаны – вещи». (стр. 112).

«Таким образом, целью хозяйствования должно стать овладение природой и преодоление навязываемого нам времени. Труд человечества, являющийся орудием хозяйствования, должен получить космическую цель. Каждый труженик должен понять, что он не вырабатывает только какие-нибудь ремешки или пуговицы, но является фактором такого мирового преобразования. Этим облагораживаются и освящаются самые скромные, самые приниженные виды труда и труд возводится в деятельность, создающую наибольшее возможное для людей совершенство жизни». (стр. 113).

«Постепенно вещи будут превращаться в живые существа и машинное и механическое воздействия останутся для все более ограниченной области. Соответственно, с углублением преобразования будет расширяться область культуры, в виде созидаемой человеком жизни. Содержание последней, как мы знаем, - творимое ею время. Таким образом производство будет все более и более преодолевать время, превращая свои малые современные победы в виде созидания ограниченных и элементарных систем, - вещей, в системы все более сложные, способные воздействовать на само производство и таким образом расширять субъект производственного действия». (стр. 115)
Стравада
 
Сообщений: 153
Зарегистрирован: 12 мар 2010, 19:05

Вернуться в Пророк грядущего ОБЩЕГО ДЕЛА! Николай Федорович ФЁДОРОВ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron