"Рай" - Трубачев О.Н.

Выносим на свет интересные и важные книги и статьи.

Модераторы: Вячеслав, Думка

"Рай" - Трубачев О.Н.

Новое сообщение Вячеслав » 09 окт 2007, 00:03

Трубачев О.Н.
РАЙ
Статья из материалов русской энциклопедии

РАЙ — место загробного пребывания душ праведников в вечном блаженстве. Раньше этого значения и употребления, канонизированного христианством, слово имело более расплывчатое (и более древнее) значение 'огражденный, отгороженный сад, парк', сохранившееся отчасти в старой письменности, см. «Словарь русского языка XI—XVII веков» (ркп.). Слово общеславянское (имеющееся во всех славянских языках) и праславянское, восходящее к дохристианской древности. Глубокая народность слов рай находится в полном соответствии о исконно славянской, незаимствованной его природой. Попытки этимологии из иранского следует признать неудачными (отсутствие религиозных признаков у называвшегося иранского первоисточника); международным, в основном — западноевропейским, стало совсем другое название «рая» иранского происхождения, распространившееся через посредство греч. παράδεισος 'рай'. Наиболее адекватна этимология, сближающая слово рай и гнездо роятъ I рой I река, причем вскрывается первичная связь значения слова рай с проточной водой, очевидно, образовывавшей преграду, которая отделяла 'рай' от мира живых, по древним представлениям. Связанность рая с водой, потоками неоднократно отпечаталась в фольклоре, народной, в том числе древней культуре.

Таким образом, из основных ассоциативных представлений (рай — сад; рай — город; рай — небеса) представление о рае как отгороженном саде должно быть признано древнейшим.

Для выявления славянского (и русского) культурного своеобразия важен ряд нижеследующих положений, не привлекавших должного внимания: христианство в славянских странах переняло у наших предков-язычников слово рай и не заимствовало, к удивлению, греческого названия рая, в отличие от германских, романских и других народов Европы. Оппозиция 'рая' и 'ада' была усвоена вместе с христианством; этому предшествовало расплывчатое представление наших предков-праславян об ином мире по ту сторону водной преграды. Далее, внимание культурологов главным образом сосредоточивается на отличии восточнохристианской, православной модели загробного мира (рай — ад) от западнохристианской, католической (рай — чистилище — ад), откуда делаются выводы о большей якобы гуманности западных представлений. Но древность и народность понятия 'чистилище' (лат. purgato-rium) сомнительны. Гораздо важнее другое, более фундаментальное отличие, не привлекшее внимания: у большинства неславянских народов Европы ситуация с номенклатурой рая и ада принципиально противоположна славянской. На Западе Европы, как уже сказано, понятие и название 'рая' заимствовано с приходом христианства из греческого, а народными, дохристианскими там оказываются как раз названия 'ада' как 'нижнего, пещерного мира'. Унаследованность светлого понятия 'рай' от своей народной языческой, дохристианской древности, кстати, до сих пор все еще объединяет всех славян — католиков и православных, и культурную значимость этого феномена трудно переоценить. Кардинальное культурнотипологическое отличие двух христианских регионов Европы — западного и восточного — в этих двух параметрах (народность идеи и термина «ад» на Западе и наоборот — народность идеи и термина «рай» на Востоке) до настоящего времени практически еще не ставилось на обсуждение, тогда как оно достойно всестороннего изучения, взять хотя бы, например, наблюдаемую светлость православия и оптимизм нашей церковной архитектуры как возможное проявление наследия нашего же (славянского) язычества, не знавшего посмертного возмездия*.

Литература

Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. II СПб., репринтное издание. М., 1992;
С. С. Аверинцев. Рай // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.П, изд. 2-е. М., 1988. С. 363 и след.
М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Т. I, М., 1987. С. 435 (рай Г);
О. Н. Трубачев. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991. С. 173—174,
О. Н. Трубачев. В поисках единства. М., 1992. С. 40—41;
О. Н. Трубачев. Мысли о дохристианской религии славян в свете славянского языкознания // ВЯ. 1994, № 6. С. 8.
---------
* Выделено мною. Вячеслав.
Вячеслав
 
Сообщений: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 23:52
Откуда: г. Москва

Новое сообщение Света » 25 окт 2007, 14:42

Интересно, что русский народ вполне определённо понимал, что такое рай: "С милым рай и в шалаше". Коротко и понятно :) Правда, думаю, слово "Милый" употреблялось в более широком смысле, чем сейчас. Ну и шалаш не забыли, как тут не вспомнишь "Доводы рассудка" чудной Джейн Остин :)

Вячеслав, Ваня тут мне написал, что эта статья есть у нас дома в двухтомнике Трубачева. И кроме того о российском и русском. Я начала читать - и все - коготок увяз - всей птичке пропасть :)
Невозможно оторваться: как приятно "общаться" с хорошим и умным человеком. И фотография его очень хорошая. Может ты выложишь ее тут на форуме? Кстати, он вовсе не "язычник", как я по здешним (на форуме) статьям решила. "Библейские" статьи тоже очень интересны. Эх, хоть бы одним глазком в его "Этимологический словарь"!
Света
Света
 
Сообщений: 108
Зарегистрирован: 12 июн 2006, 21:18
Откуда: Украина

Новое сообщение Вячеслав » 25 окт 2007, 14:50

Да, фотография у Трубачева отличная, лицо открытое, душевное.
Выложу по-позже.

Я не знаю о его религиозной ориентации. Вряд ли он был язычником. Просто вошел в тему славянского языка очень сильно.

Этимологический словарь буду искать.
Вячеслав
 
Сообщений: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 23:52
Откуда: г. Москва

Новое сообщение Вячеслав » 25 окт 2007, 22:51

Трубачев О.Н.
Изображение
Вячеслав
 
Сообщений: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 23:52
Откуда: г. Москва

Новое сообщение Думка » 28 окт 2007, 13:44

Кроме вышеупомянутого двухтомника О.Н. Трубачева,
издана ещё такая книга в серии "Лингвистическое наследие ХХ века":

О.Н. Трубачев
"История Славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя",
Предисл. Г.А. Богатовой-Трубачевой, М., 2006 г.
Думка
 
Сообщений: 451
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 14:45
Откуда: Россия

Новое сообщение Вячеслав » 28 окт 2007, 13:47

Эта книга сейчас обрабатывается и, скорее всего, будет помещена на сайте. Кстати, хотелось бы выйти на семью Трубачева, как правообладателей его произведений и договориться о размещении его трудов на сайте. Может кто их знает?
Вячеслав
 
Сообщений: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 23:52
Откуда: г. Москва

Вячеславу

Новое сообщение Света » 04 ноя 2007, 16:21

Вячеслав писал(а):Да, фотография у Трубачева отличная, лицо открытое, душевное.


По мне, так трудно найти более удачную иллюстрацию к слову "рай" :)
Света
Света
 
Сообщений: 108
Зарегистрирован: 12 июн 2006, 21:18
Откуда: Украина


Вернуться в Читаем книги

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron