ОЗАРЕНИЕ

Выносим на свет интересные и важные книги и статьи.

Модераторы: Вячеслав, Думка

ОЗАРЕНИЕ

Новое сообщение Вячеслав » 04 апр 2007, 12:56

ОБ ОЗАРЕНИИ и ФОРМАХ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

И тут в мой разум грянул блеск с высот,
Неся свершенье всех его усилий.

Данте, Рай, Песнь ХХХ1Ц, М., 1961, стр. 636.


ОЗАРЕНИЕ

Решение задачи может возникнуть перед Вами совершенно неожиданно. Вы долго копались в задаче, собирая огромное количество материала и фактов, без какого бы то ни было видимого прогресса — и внезапно нас осеняет блестящая идея, вспышка вдохновения, и Вы вдруг видите проблеск света во тьме. Это похоже на то, как бывает, когда входишь поздней ночью в незнакомый гостиничный номер, в котором даже не знаешь, где зажигается свет. Отыскиваешь в темноте выключатель, натыкаешься на какую-то мебель, ощущаешь какие-то острые углы, какие-то бесформенные темные массы. Но вот выключатель нашелся, зажегся свет, — и все сразу стало ясным. Бесформенные «массы» разделились, приняли очертания знакомых предметов, причем оказалось, что эти "предметы" расположены там, где им и надлежит быть.
Идея — это внезапное просветление, производящее ясность, порядок, связь и целесообразность, детали которые до этого казались смутными, разбросанными, запутанными и неуловимыми, становятся необходимыми деталями целого, которое приобретает законченный и узнаваемый образ.

В подобных вопросах крупинка личного опыта дороже тонн описаний. Возможность пережить тревогу и радость открытия и «приучат наши глаза видеть истину ясно и четко». (Последняя фраза заимствована у Декарта. Остальное – изложение вопроса по книге Пойа «Математическое открытие»).

А вот как проблему излагает Грум-Гржимайло, акцентируя на способность мозга, воспитанную и врожденную способности производить такие операции.

1. «Ложь перед собой — это порок 99% людей. Не понимая какого-либо явления, люди говорят готовую формулу, зная ее ложность, и на этом успокаиваются. Наша система учения из-под палки, спрашивания уроков, учит людей запоминать доказательства и факты, не вникая в их сущность. Естественная неудовлетворенность и пытливость ума усыпляются догматом. Пройденная мною металлургическая школа выучила мой ум всегда бодрствовать. Нерешенный вопрос оставался в моем мозгу нерешенным вопросом десятки лет. Крайне слабая память на лица, числа, на механическое запоминание чего бы то ни было, например стихотворений, и в противовес — феноменальная память на вопросы, возбудившие мое внимание и не получившие удовлетворительного объяснения,— вот мои черты. Я не могу играть в карты, ибо если я получу 13 карт, разберу их по мастям и закрою их, то не в состоянии сказать, какие карты мне были сданы. Наряду с этим я нахожу справку в книгах через десятки лет. Я полагаю, что могу воспроизвести разговор через много лет, указать, где найти нужный образец, цитату и т. д.

Доказательства какого-либо положения систематически и кропотлтво подбираются мною десятки лет. Я никогда ничего не записывал и ранее никогда ничего не забывал, черпая из своей памяти, как из готового магазина. Я слышал поговорку: голова не складочное место. Это справедливо. Вместимость головы имеет границы, и надо ею умело распоряжаться. Педагоги с этим мало считаются; они обременяют память пустяками, аттестуя лентяями детей, одаренных специальной памятью, наиболее ценной.

Я работаю очень интенсивно. Час непрерывной мозговой работы меня исчерпывает до конца. Я должен лечь и заснуть. Тогда я начинаю снова. Если я буду продолжать работу, несмотря на утомление, я начинаю так путать, что работа все равно никуда не будет годиться».

2. «Результатом непрерывной, многолетней работы мозга, специальной памяти и наблюдательности, изощренной в определенных областях, у меня явилась та оригинальность и резкость в контурах мысли, на которую указывают лица, меня окружающие. Чем старше я становлюсь, тем с большей быстротой и легкостью я делаю нужные логические построения, тем ярче контуры высказываемых мною идей. За этими спекуляциями мысли, как наследием многолетней работы, скрывается несомненное старческое ослабление творчества мысли, малая продуктивность и, главное, трудность восприятия новых идей. Теперь я живу старым накопленным жиром, запасы которого ограничены. Но эти старческие логические спекуляции пока обманывают окружающих в отношении размеров моей трудоспособности, которая с годами падает. Думаю, что работа всех стариков именно такова, как представляется мне».

3. «Моя автобиография представляет общественный интерес только с одной стороны: мне удалось решить вопрос, занимавший умы десятков, а может быть и сотен и тысяч, людей в продолжение 150 лет, и решить его средствами, доступными ученику 5-го класса. Я додумался до гидравлической теории печей. Со времени М. В. Ломоносова (1745 г.) в этой области не было сказано ни одного разумного слова».

4. «В книге Оствальда «Великие люди» проводится идея, что исследовательская работа так изнурительна, что ученые принуждены бросать ученую работу и даже преподавательскую деятельность. Между строк можно прочесть, что и сам автор сделал так же, но не сообщает нам мотивов своего поступка, кроме истощения организма». «Вот трагизм стареющего великого человека. Громкое имя требует громких работ. Падающие силы лишают человека мужества брать трудные темы, подыскивание тем делается все труднее и труднее. Наконец, падает способность усвоения новых идей. В результате неврастения и горькая старость. Но я думаю, что творчество изнашивает организм ничуть не больше, чем всякая другая работа. Решение задачи доставляет особое удовольствие, как совершенно новое завоевание из области неизвестного. Всякое научное открытие открывает глаза на причину давно известных фактов и вооружает его на новые завоевания в области неизвестного».

4. В качестве примера подлинного научного озарения Грум-Гржимайло приводит Лукашевича, а в качестве его причины – иное отношение к наследию предков.
«Чем глубже постигаем мы сущность законов природы, чем большие завоевания делает наука, тем с большим удивлением и уважением останавливаемся мы перед наследием предков. Каким чудом человечество сумело использовать себе на пользу законы природы, которых не знало? Не имея понятия о химии, люди разыскали металлические руды, выплавили металлы, сумели очистить металл от вредных примесей и ввести полезные, сумели получить такие непревзойденные металлические изделия, как булат, железная кутубская колонна в Индии, или такие памятники, как бронзовая статуя Будды в Японии, золотой саркофаг фараона Тутанхамона, неподражаемые по своей высокой художественности и совершенству японская и китайская керамика и эмаль.

Таким образом, современная техника не отвергает техники предков, а только объясняет, дополняет и развивает ее. И это касается не только области органической и неорганической технологии, это касается решительно всей окружающей нас культурной жизни. Возьмем, например, бывшие так долго загадочными карликовые деревья японцев. Чего-чего не придумывали для их объяснения, а оказалось простое использование закона наследственности на пространстве веков.

Чем больше будем мы думать об этом предмете, тем яснее для нас сделается положение, что человечеству доступно угадывать верный путь в решении задачи использования не известных ему сил природы».

5. «В своей автобиографии Ч. Дарвин рассказывает, что он был способен думать о заинтересовавшем его предмете десятки лет. Нередко мельчайший случай, незаметный для других, давал ему разгадку мучившего его вопроса. Итак, дело не в случае, а в восприятии этого случая. Случай является благодетельным только для лица, подготовленного продолжительным размышлением к его восприятию, а потому способного его заметить, сделать нужные выводы и его использовать.

Таким образом, наши предки и работали; они размышляли, искали разгадку получения того или другого вещества, того или другого эффекта; не слепой случай помогал им найти искомое, а настойчивость, энергия в достижении и труд подводили к как бы сделанному открытию».

«Таким образом, мы иногда вынуждены идти вперед без руководства наукой, ощупью. Несмотря на эти бесконечно трудные условия работы мысли, человеческая природа выходит победительницей из таких тяжелых условий и медленно, но непрерывно познает природу и использует полученные пока несовершенные знания на благо человечества».

6. В чем же сущность творчества? Для решения какой-либо задачи одного человеческого умозрения мало. Логическое построение должно непременно опираться на опытную проверку, иначе нам грозит опасность уклониться от истины и впасть в ошибку метафизиков. Но чтобы правильно поставить опыт, надо сделать большую работу мысли. Надо себе выяснить, от каких переменных зависит наблюдаемое явление, и поставить опыт так, чтобы в опыте была только одна переменная, чтобы решалось уравнение с одним неизвестным. Это вам удастся, если вы усилием воображения и мысли предугадаете результаты опыта, т. е. создадите рабочую гипотезу, совпадающую с будущей теорией вопроса. Когда опыт поставлен правильно, то решение вопроса не представляет трудности.

Итак, сущность творчества в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди, не работавшие так, не могут себе дать ясного представления о тех усилиях мысли, которые при этом имеют место».

7. «Наше воспитание убивает в детях обе эти способности. Ребенок в возрасте от 5 лет начинает задавать вопросы: отчего, почему, как, зачем? Что мы ему отвечаем? «Вырастешь, узнаешь»... Так погребается его пытливость ума, его интерес к окружающему его миру. Учеба ребенка никогда не имеет предметом ответа на его вопросы — почему и отчего. Она основана на схоластическом запоминании вещей, ребенку совершенно чуждых, неинтересных и с его точки зрения ненужных. Редкая душа ребенка выйдет здоровой из такой тренировки. Средняя и высшая школы набивают мозги юноши всевозможными сведениями. Школа стремится дать как можно больше знаний. Насильственное кормление без отдыха, без возможности продумать и переварить то обилие сведений, которые обязательны для усвоения. У юноши создается привычка глотать идеи, запоминать и повторять их, не продумывая до конца. Он думает и говорит привычными выученными формулами, не отдавая себе отчета в их сущности, и проходит, не замечая, мимо таких фактов, которые могли бы ему открыть новый мир. Та же ошибка переносится и в зрелый возраст. Так думают не только учителя, но и многие профессора».

8. «Вот наша школа. Вот наши педагоги: слепые вожди, делающие детей слепыми. Их ученики не будут чувствовать природу. Они поглотят целые-библиотеки, но будут смотреть на мир мертвыми глазами. В них не родится энтузиазм исследователя, его упорство мысли, энергия в достижении цели. Можно ли ждать от них творчества?».

9. «Искра наблюдательности, способности глубоко думать, горевшая в ребенке, погашена системой бестолкового запоминания «доказательства». Вот о чем надо много и хорошо подумать. Бывая часто на заседаниях и слушая многоречивых ораторов, я часто вспоминаю замечание одного приятеля-охотника о таком ораторе: «а ведь. это глухарь, птица глухарь: зажмурит глаза, заткнет уши и поет, поет — хоть руками бери». Заберет такой оратор идеишку в голову, закроет глаза на весь мир и поет... поет...Сколько бы талантов ни было ему отпущено природой, из такого продукта пашен школы никакого творца не выйдет,. несмотря на его одаренность, способности, знания, эрудицию и пр. Это будет только глухарь. Тут опять кстати вспомнить Ч. Дарвина, который писал: я встречал на своем жизненном пути много людей, одаренных природой гораздо-лучше меня, но они ничего ценного не сделали. Почему?».

10. «Творцами были и будут только люди, способные так глубоко заинтересоваться явлениями природы или среды, нас окружающей, что - явления, незаметные для обыкновенных людей, являются для них откровением. Так определял гении Лев Толстой, и, конечно, он был прав, Этим путем шло человечество в древности до создания стройного здания науки. Этим путем продвигаются вперед и наши современные гениальные ученые и изобретатели».
----------
Статья была предоставлена Л.Н. Рыжковым.
Автор мне не известен.
Вячеслав
 
Сообщений: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 23:52
Откуда: г. Москва

Вопрос ВОСПИТАНИЯ

Новое сообщение Думка » 04 апр 2007, 23:45

Приветствую всех!

Очень сильно написано.
Чувствуется, что человек, писавший статью, не только ЗНАЛ, о чем пишет, но так ЖИЛ, ДЕЙСТВОВАЛ, что очень немаловажно. Жил в поиске ответов на поставленные вопросы, задачи, возникающие проблемы. Причем, не пользуясь чьими-то навязанными постановками вопросов и ответов, а сам для себя ставя их и идя по Пути восхождения к их решениям и ОЗАРЕНИЯ.


Мне, кроме перечисленных в цитатах вопросов способности думать и работать над проблемой, вопросов Творчества, очень понравилось, что затронута проблема ВОСПИТАНИЯ.

Многим уже давно понятно, что наша система воспитания (причем, наверное, надо даже говорить не о последнем десятилелии..., а в целом брать всю систему воспитания детей, в том числе в детских садах и школах) калечит человека и губит то, что в него было заложено изначально. Человек не растет, а, обрастая насильственно внушаемым знанием (во многом ложном, а это значит, что уже о знании как таковом речи быть не может: так как это либо знание, либо заблужение...), в очень большой степени закостеневает, сковывается его способность раскрепощенно мыслить, воображать, жить в этом так называемом воображаемом мире сводится нет. Нет полета мысли, уничтожаются данные человеку от рождения способности творческого думания, мышления, воспарения в своих мыслях... Наша система воспитания во всех отношениях способствует замещению одной картинки мира на другую...

С этим, мне представляется, ещё придется бороться нам, самим по тому же принципу во многом с навязанным мышлением и замещенными понятиями и видениями Жизни. Вопрос этот надо ставить уже сегодня и искать пути его разрешения.
Думка
 
Сообщений: 451
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 14:45
Откуда: Россия


Вернуться в Читаем книги

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron