
Один из моих хороших знакомых предложил прочесть книгу «Хасидская мудрость». Я её прочел, и это прочтение подвигло к некоторым размышлениям. В книге излагается краткое жизнеописание основателя Хасидизма Исраэля Бен Элиезара (Баал Шем Тов), а также краткие биографические данные других цадиков хасидизма. В основном книга состоит из высказываний и притч руководителей (цадиков) хасидизма.
Во-первых, поражает в приведенных афоризмах и притчах хасидизма близость к суфизму и его изречениям. Иногда я просто терялся - идет речь о Ходже Насреддине, или о поступке какого-нибудь равви.
Во-вторых, поражает та сила любви с которой хасиды устремлялись к Богу. Если вы прочтете афоризмы, то убедитесь, что некоторые из них находятся на уровне Бхагавадгиты, Рамакришны. То есть хасидизм, по сути, преодолел бхакти индуизма. Вобрал в себя все самое лучшее. Отношение к Богу настолько предельные, что невозможно уже и представить большее. Хасидизм – пантеистичен – видит бога во всем, и в то же время теистичен – видит Бога как творца мира, как то, к чему можно приклониться, как Отца. По большому счету хасидизм вышел на тот уровень отношения к божеству, который открыл в Бхагавадгите Борис Леонидович Смирнов – Теопантеизм.
Духовные пути – пантеизм и теизм были пройдены иудаизмом в хасидизме, и теперь для них нет на этих путях тайн. Это говорит о том, что привнесенная категория БОГа, а также связанная с ней идея Богоискательства, как кость, по сути уже обглодана и брошена окружающим народам на разжевывание. То есть, эпоха Бога – кармически отработана иудаизмом. Более того иудаизм-христианство-ислам (ИХИ) построившие свои концепции на этой идее не смогут больше ничего нового о Боге и Божестве сказать. Предел достигнут. Путь пройден. Интересен также аспект для чего, на протяжении трех тысячелетий народы планеты ввергались разработку этих концепций? Например, известно, что идея Бога была изначально чужда Славянству. Да и вообще, можно сказать, что она начала свое наступление с падения Шумера, когда волны семитских кочевников обрушились на индоевропейскую общность народов.
В свете учения Данилевского о новой Культуре можем ли мы обойти этот важный факт – идея Бога кармически себя отработала? О чем это нам может говорить? Только о том, что надо искать иные, не БОГо-концептные пути взаимодействия с Высшим. Но это отдельная тема.
Интересен факт неукоснительного и повторяющегося с каждым новым цадиком и раввином изучение Талмуда и Каббалы. Некоторые притчи и афоризмы стали для меня просто загадкой, так как они не укладывались в чистую бхакти. Вообще, для бхакти, которую проявляли некоторые знаменитые цадики не нужны были эти талмуды, изучение различных каббалистических трудов. Но, однако же, с упорством каждый цадик ввергался во всем это. Зачем? За этим чувствуется какая-то тайна.
Каждый народ выражает идею бхакти по своему. Неужели, думал я, хасидизму требовалось для реализации своей бхакти каббалистические концепции? В результате чтения книги Карен Армстронг «История Бога» я с удивлением обнаружил подтверждение своей догадки, что бхакти-хасидизма особенное. Тайна кроется в учении Каббалы о Сефиротах и сотворении мира.
Начать, пожалуй, нужно с концепции известного каббалиста Иссака Лурии (1534—1572 гг.), которая выглядит следующим образом (более подробно можете прочитать в предложенном для скачивания архиве, где даются отрывки из книги Карен Армстронг):
1. Эн Соф (то что не имеет конца, непостижимое) выделило участок в самом себе, для проявления грядущего мира. Этот акт «сокращения», «сжатия» (цимцум) позволил появиться в Эн Софе месту, где его самого не было, пустоте, пустом пространстве, в котором Эн Соф мог начать процесс творения.
2. В самом Эн Софе силы Бога (ставшие позже Сефиротами) не отделялись друг от друга и составляли саму сущность Эн Софа. После отторжения в самом себе пустоты, Эн Соф начал проникать в нее своими разнообразными силами, ставшими в последствии Сефиротами. Первая Сефирота, которая попала в пустоту стала Дин (Строгий Суд). Таким образом Эн Соф удалил из своего сокровенного естества Гнев, стал чище. Но Гнев, Дин – попал в пустоту.
3. Затем Эн Соф начал последовательно эманировать в пустоту свои Силы-Сефироты, которые гармонично сложились в определенную структуру, называемую Адам Кадмон. — Изначальный Человек.
4. Но случилась катастрофа! Чтобы сефирот были отделены друг от друга и не перешались в первичное единство их надо было держать в Адаме Кадмоне отдельно друг от друга, в своеобразных вместилищах, «сосудах». Эти сосуды, трубки были не материальными, но ограждали, обволакивали Сефироты. Сосуды трех высших сефирот, выделенных в Адаме Кадмоне были крепкими, но когда началась эманация последующих сефирот, сосуды раскололись, выпустили божественный свет наружу. В результате божественные силы рассеялись, сами сосуды тоже разбились и в виде божественных «искр» просыпались в безвидную пустошь и увязли в хаосе. С тех пор все перемешалось. Первоначальная гармония была разрушена. В низшую сферу пустоты рухнули три высшие сефироты.
5. После катастрофы, Эн Соф эманировал ещё один поток света, который пронзил чело Адама Кадмона и Сефироты перестроились в другом порядке, выстроились в пять Ликов. Кетер (Венец) становится Арик Анпин, Хохма (Мудрость) – Абба (Отец), Вина (Разум) – Има (Мать), Дин (Суд), Хесед (Милосердие), Рахамим (Сострадание), Нецах (Терпение), Ход (Величие), Йесод (Основание) превращаются в Зеир Анпин (Нетерпеливый). Малкут (Царство или Шехина) – в Нуква Дзеир (Жена Зеира). Так Эн Соф наполнил мир Сефиротами, как я понял, эта гармония – Сад Эдемский, в котором Адам Кадмон являл собой различные ипостаси.
6. Но Адам Кадмон, согрешил в саду Эдемском, и новая структура Сефирот опять рухнула, разрушилась. Божественный свет в душе человека рассеялся и застрял в тисках Материи. Тогда у Бога родился новый замысел и он избрал Израиль как товарища в борьбе за господство и власть. Все это нужно для того Богу, чтобы вернуть полноту Богу. Ведь пока его божественные искры рассеяны в материи, невозможно начинать новое творение. У евреев появилась своя, божественная, особая миссия при помощи особых обрядов (соблюдение Торы, молитв) вернуть божественные искры в Эн Соф и тем спасти Мир. Евреи – помощники Бога в «пустоте», в деле его воссоздания, собирания заново.

Основатель Хасидизма (его ещё называли Бешт) поднял эту концепцию Исаака Лурии, и предложил хасидам увидеть светлую сторону в «катастрофе». Раз в мир упали божественные искры, значит мир наполнен Божеством, значит все есть Бог, и правоверный иудей может в самых прозаических житейских мелочах его ощутить. Божественные искры рассеяны повсюду. Так как еврею доступны только близлежащие искры, то нечего и думать о Вселенских масштабах спасения бога, надо воссоединять божественные искры там, где они доступны хасиду, там, где они пленены в веществе обычных предметов и живых существ – жены, прислуги, мебели, пищи, деревьях, листьях, земле и траве, жучках и насекомых. Везде, где хасид находится сейчас. Хасид берет ответственность только за непосредственное свое окружение. Только здесь он может начать работу по воссоединению божественных искр с божеством.
В соблюдении законов Торы, правил «мицвот» Бешт предложил увидеть мистический смысл связывания себя с Богом, с опорой Бытия и одновременного возвращения Божеству тех искр, что хранятся в окружающих людях или предмете, существах или веществах. Стремление спасти мир, вернуть божественные искры Богу толкало иногда хасидов на, как пишет Карен Армстронг «чудачества — например, многие из них начали курить лишь ради того, чтобы извлечь божественные искры из табака! Один из внуков Бешта, Барух (1757—1810 гг.) из Меджибожа, владел большим двором, прекрасной мебелью и гобеленами, и оправдывал всю эту роскошь тем, что в любых предметах его волнуют только божественные искры. Авраам Иехошуа Хешел из Апты (ум. в 1825 г.) имел привычку объедаться, чтобы извлечь из продуктов как можно больше искр».
В этом смысле интересен тот факт, который не сразу до меня дошел. Хасиды ежегодно собираются в Умани на праздник и один из самых ходовых товаров между местным населением и хасидом является здоровье (читай - божественная искра), которую можно «купить» по представлениям хасидов. В одной из местных газет эти купли продажи описаны так: «Хасид договаривается с крепким на вид мужчиной, платит от 10 до 50 долларов, обнимает его и счастливый, что купил украинское здоровье, чымчыкуе дальше»
Итак, в лице хасидизма, мы видим перед собой совершенно уникальную бхакти, основанную на идее спасения Мира, изъятия из окружающих «божественных искр» и возврата их Богу. Это и есть божественная миссия евреев и хасидов в Мире.
Ну а теперь, зная все это, погрузитесь в некоторые высказывания хасидизма.
Скачать некоторые афоризмы, а также некоторые части текста Карен Армстронг, посвященные каббализму и хасидизму можно здесь:
http://ifolder.ru/3995317