"Хасидская мудрость". В.В. Лавский.

Выносим на свет интересные и важные книги и статьи.

Модераторы: Вячеслав, Думка

"Хасидская мудрость". В.В. Ла

Новое сообщение Вячеслав » 25 фев 2007, 03:59

Изображение

Один из моих хороших знакомых предложил прочесть книгу «Хасидская мудрость». Я её прочел, и это прочтение подвигло к некоторым размышлениям. В книге излагается краткое жизнеописание основателя Хасидизма Исраэля Бен Элиезара (Баал Шем Тов), а также краткие биографические данные других цадиков хасидизма. В основном книга состоит из высказываний и притч руководителей (цадиков) хасидизма.

Во-первых, поражает в приведенных афоризмах и притчах хасидизма близость к суфизму и его изречениям. Иногда я просто терялся - идет речь о Ходже Насреддине, или о поступке какого-нибудь равви.

Во-вторых, поражает та сила любви с которой хасиды устремлялись к Богу. Если вы прочтете афоризмы, то убедитесь, что некоторые из них находятся на уровне Бхагавадгиты, Рамакришны. То есть хасидизм, по сути, преодолел бхакти индуизма. Вобрал в себя все самое лучшее. Отношение к Богу настолько предельные, что невозможно уже и представить большее. Хасидизм – пантеистичен – видит бога во всем, и в то же время теистичен – видит Бога как творца мира, как то, к чему можно приклониться, как Отца. По большому счету хасидизм вышел на тот уровень отношения к божеству, который открыл в Бхагавадгите Борис Леонидович Смирнов – Теопантеизм.

Духовные пути – пантеизм и теизм были пройдены иудаизмом в хасидизме, и теперь для них нет на этих путях тайн. Это говорит о том, что привнесенная категория БОГа, а также связанная с ней идея Богоискательства, как кость, по сути уже обглодана и брошена окружающим народам на разжевывание. То есть, эпоха Бога – кармически отработана иудаизмом. Более того иудаизм-христианство-ислам (ИХИ) построившие свои концепции на этой идее не смогут больше ничего нового о Боге и Божестве сказать. Предел достигнут. Путь пройден. Интересен также аспект для чего, на протяжении трех тысячелетий народы планеты ввергались разработку этих концепций? Например, известно, что идея Бога была изначально чужда Славянству. Да и вообще, можно сказать, что она начала свое наступление с падения Шумера, когда волны семитских кочевников обрушились на индоевропейскую общность народов.

В свете учения Данилевского о новой Культуре можем ли мы обойти этот важный факт – идея Бога кармически себя отработала? О чем это нам может говорить? Только о том, что надо искать иные, не БОГо-концептные пути взаимодействия с Высшим. Но это отдельная тема.

Интересен факт неукоснительного и повторяющегося с каждым новым цадиком и раввином изучение Талмуда и Каббалы. Некоторые притчи и афоризмы стали для меня просто загадкой, так как они не укладывались в чистую бхакти. Вообще, для бхакти, которую проявляли некоторые знаменитые цадики не нужны были эти талмуды, изучение различных каббалистических трудов. Но, однако же, с упорством каждый цадик ввергался во всем это. Зачем? За этим чувствуется какая-то тайна.

Каждый народ выражает идею бхакти по своему. Неужели, думал я, хасидизму требовалось для реализации своей бхакти каббалистические концепции? В результате чтения книги Карен Армстронг «История Бога» я с удивлением обнаружил подтверждение своей догадки, что бхакти-хасидизма особенное. Тайна кроется в учении Каббалы о Сефиротах и сотворении мира.

Начать, пожалуй, нужно с концепции известного каббалиста Иссака Лурии (1534—1572 гг.), которая выглядит следующим образом (более подробно можете прочитать в предложенном для скачивания архиве, где даются отрывки из книги Карен Армстронг):

1. Эн Соф (то что не имеет конца, непостижимое) выделило участок в самом себе, для проявления грядущего мира. Этот акт «сокращения», «сжатия» (цимцум) позволил появиться в Эн Софе месту, где его самого не было, пустоте, пустом пространстве, в котором Эн Соф мог начать процесс творения.

2. В самом Эн Софе силы Бога (ставшие позже Сефиротами) не отделялись друг от друга и составляли саму сущность Эн Софа. После отторжения в самом себе пустоты, Эн Соф начал проникать в нее своими разнообразными силами, ставшими в последствии Сефиротами. Первая Сефирота, которая попала в пустоту стала Дин (Строгий Суд). Таким образом Эн Соф удалил из своего сокровенного естества Гнев, стал чище. Но Гнев, Дин – попал в пустоту.

3. Затем Эн Соф начал последовательно эманировать в пустоту свои Силы-Сефироты, которые гармонично сложились в определенную структуру, называемую Адам Кадмон. — Изначальный Человек.

4. Но случилась катастрофа! Чтобы сефирот были отделены друг от друга и не перешались в первичное единство их надо было держать в Адаме Кадмоне отдельно друг от друга, в своеобразных вместилищах, «сосудах». Эти сосуды, трубки были не материальными, но ограждали, обволакивали Сефироты. Сосуды трех высших сефирот, выделенных в Адаме Кадмоне были крепкими, но когда началась эманация последующих сефирот, сосуды раскололись, выпустили божественный свет наружу. В результате божественные силы рассеялись, сами сосуды тоже разбились и в виде божественных «искр» просыпались в безвидную пустошь и увязли в хаосе. С тех пор все перемешалось. Первоначальная гармония была разрушена. В низшую сферу пустоты рухнули три высшие сефироты.

5. После катастрофы, Эн Соф эманировал ещё один поток света, который пронзил чело Адама Кадмона и Сефироты перестроились в другом порядке, выстроились в пять Ликов. Кетер (Венец) становится Арик Анпин, Хохма (Мудрость) – Абба (Отец), Вина (Разум) – Има (Мать), Дин (Суд), Хесед (Милосердие), Рахамим (Сострадание), Нецах (Терпение), Ход (Величие), Йесод (Основание) превращаются в Зеир Анпин (Нетерпеливый). Малкут (Царство или Шехина) – в Нуква Дзеир (Жена Зеира). Так Эн Соф наполнил мир Сефиротами, как я понял, эта гармония – Сад Эдемский, в котором Адам Кадмон являл собой различные ипостаси.

6. Но Адам Кадмон, согрешил в саду Эдемском, и новая структура Сефирот опять рухнула, разрушилась. Божественный свет в душе человека рассеялся и застрял в тисках Материи. Тогда у Бога родился новый замысел и он избрал Израиль как товарища в борьбе за господство и власть. Все это нужно для того Богу, чтобы вернуть полноту Богу. Ведь пока его божественные искры рассеяны в материи, невозможно начинать новое творение. У евреев появилась своя, божественная, особая миссия при помощи особых обрядов (соблюдение Торы, молитв) вернуть божественные искры в Эн Соф и тем спасти Мир. Евреи – помощники Бога в «пустоте», в деле его воссоздания, собирания заново.

Изображение

Основатель Хасидизма (его ещё называли Бешт) поднял эту концепцию Исаака Лурии, и предложил хасидам увидеть светлую сторону в «катастрофе». Раз в мир упали божественные искры, значит мир наполнен Божеством, значит все есть Бог, и правоверный иудей может в самых прозаических житейских мелочах его ощутить. Божественные искры рассеяны повсюду. Так как еврею доступны только близлежащие искры, то нечего и думать о Вселенских масштабах спасения бога, надо воссоединять божественные искры там, где они доступны хасиду, там, где они пленены в веществе обычных предметов и живых существ – жены, прислуги, мебели, пищи, деревьях, листьях, земле и траве, жучках и насекомых. Везде, где хасид находится сейчас. Хасид берет ответственность только за непосредственное свое окружение. Только здесь он может начать работу по воссоединению божественных искр с божеством.

В соблюдении законов Торы, правил «мицвот» Бешт предложил увидеть мистический смысл связывания себя с Богом, с опорой Бытия и одновременного возвращения Божеству тех искр, что хранятся в окружающих людях или предмете, существах или веществах. Стремление спасти мир, вернуть божественные искры Богу толкало иногда хасидов на, как пишет Карен Армстронг «чудачества — например, многие из них начали курить лишь ради того, чтобы извлечь божественные искры из табака! Один из внуков Бешта, Барух (1757—1810 гг.) из Меджибожа, владел большим двором, прекрасной мебелью и гобеленами, и оправдывал всю эту роскошь тем, что в любых предметах его волнуют только божественные искры. Авраам Иехошуа Хешел из Апты (ум. в 1825 г.) имел привычку объедаться, чтобы извлечь из продуктов как можно больше искр».

В этом смысле интересен тот факт, который не сразу до меня дошел. Хасиды ежегодно собираются в Умани на праздник и один из самых ходовых товаров между местным населением и хасидом является здоровье (читай - божественная искра), которую можно «купить» по представлениям хасидов. В одной из местных газет эти купли продажи описаны так: «Хасид договаривается с крепким на вид мужчиной, платит от 10 до 50 долларов, обнимает его и счастливый, что купил украинское здоровье, чымчыкуе дальше»
Итак, в лице хасидизма, мы видим перед собой совершенно уникальную бхакти, основанную на идее спасения Мира, изъятия из окружающих «божественных искр» и возврата их Богу. Это и есть божественная миссия евреев и хасидов в Мире.
Ну а теперь, зная все это, погрузитесь в некоторые высказывания хасидизма.

Скачать некоторые афоризмы, а также некоторые части текста Карен Армстронг, посвященные каббализму и хасидизму можно здесь:

http://ifolder.ru/3995317
Вячеслав
 
Сообщений: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 23:52
Откуда: г. Москва

АФОРИЗМЫ ХАСИДИЗМА.

Новое сообщение Вячеслав » 25 фев 2007, 04:10

АФОРИЗМЫ ХАСИДИЗМА.

В каждом таится нечто драгоценное, чего нет ни в ком другом.

Человек должен постоянно думать о том, что Бог везде и всегда с ним; что Он есть как бы тончайшая материя, разлитая повсюду, что Он – двигатель всего совершающегося в мире.

Любвеобильному богу сердце человеческое важно.

Однажды посреди молитвы Баал Шем произнес слова из Песни Песней: «Я принадлежу возлюбленному моему…». Затем добавил: «Все, что во мне – все для Тебя одного».
Ученики спросили его: «Но ведь рабби и для нас произносит слова поучения?» Баал Шем ответил: «Они льются, как из переполненного сосуда».

Человек должен быть всегда весел и радостен и верить несомненно, что Божия милость на нем и покрывает его, и он видит Бога, и Бог видит его.

Кто хочет вытащить ближнего из грязи, тот сам должен опуститься в грязь, чтобы подать ему руку помощи.

Когда мой дух целиком восзносится к Богу, я позволяю своим устам говорить все, что угодно, потому что в такие моменты любые слова все равно исходят с Небес.

Душа может быть низведена в этот мир, чтобы прожить в нем 70 или 80 лет с единственной конечной целью – помочь лишь одному-единственному еврею материально, а еще лучше – духовно.

Плотские наслаждения кончаются и исчезают без конца, в них нет совершенства.

Когда кто молится, то превращается Творец в слова молитвы. И для этого должен всякий молиться с весельем и как можно более усиливаясь в веселье. Через это совершенно соединяется человек с Богом, ибо через силы, которые должен употребить к молитве, выговаривает он слова, а в слова превратился Творец. Оттого-то во время молитвы человек совершенно соединяется с Богом.

Все, наверху и внизу, есть совершенное единство.

Бог видит, Бог охраняет. Он в каждой жизни, в каждой вещи. Мир держится на Его воле. Это он решает, как долго лист будет покрываться пылью, прежде чем ветер унесет его.

Зло есть подножие добра.

Ученик спросил Баал Шема: «Почему бывает так, что тот, кто прилепляется к Богу и знает, что близок к Нему, иногда испытывает чувство разрыва и удаления?»
Баал Шем объяснил: «Когда отец учит своего маленького сына ходить, он становится перед ним и простирает свои руки по обе стороны от малыша, чтобы тот не упал, и мальчик идет к отцу, поддерижваемый его руками. Но когда он подходит к нему вплотную, отец отходит от него и убирает свои руки, и так происходит не один раз. Только так ребенок может научиться ходить.

Тот, кто говорит о зменых или религиозных вопросах так, словно они ему совершенно понятны, - еретик.

Теперь, когда я преодолел так много ступеней служения Богу, я позволяю себе удалиться от них всех и, держась простой веры, приготовить из себя сосуд для Господа.

Да будет молитва твоя окном в Небо.

Пока ветка отрезана от дерева, любая надежда оправдана.

Однажды Баал Шем остановился на пороге одной синагоги и отказался в нее входить. «Я не могу сюда войти, - сказал он. – Это место переполнено поучениями и молитвами от одной стены до другой и от пола до самого потолка. Где же я найду для себя место?». А когда они увидели, что все, кто были вокруг, удивленно смотрели на него и не знали, что думать, то сказал: «Слова из уст тех, кто здесь молится и произносит поучения, не исходят из их сердец и поэтому не могут вознестись на Небо, а остаются и заполняют Дом Молитвы от одной стены до другой и от пола до самого потолка.

Пусть человек знает, что когда он смотрит на материальные вещи, он, в сущности, всматривается в лик Бога, в вещих присутствующего; имея его в помыслах, человек постоянно, даже в мелочах, может служить Богу.

Однажды Баал Шем сказал своим ученикам: «Так же как сила корня видна по листу, сила челвоека видна по посуде, которую он делает; характер и поведение человека можно измерить его делами». Затем взгляд Баал Шема упал на прекрасный пивной кувшин, лежащий на полу. Он взял его и сказал: «Видно ли вам по этому кувшину, что у сделавшего его человека нет ног?»
Когда Баал Шем закончил свою речь, кто-то из учеников поднял кувшин и поставил на скамью. Но кувшин не смог устоять на ней и, упав, разбился вдребезги.

Как-то после молитвы ученик Баал Шема попросил рассказать ему, что тот видел.
- Я вознесся на небо, - сказал Бешт просто, - и видел на этот раз больше чудесного, чем за все время с тех пор, как я приобрел небесные познания. Слава Единству!
- Могу ли я видеть подобные вещи? – спросил ученик, затаив дыхание.
- Нет, не «ты».
Ученик чувствовал себя обескураженным, а Баал Шем продолжал:
Не ты, ибо это «ты» должно быть уничтожено. Ты должен слиться с Единством.
- Но каким образом?
- Сосредоточив свои мысли на Боге, забудь самого себя.

Всю свою цель Тора усматривает в том, чтобы сам человек стал Торой.

Существование в этом мире само по себе уже есть цель.

Ты смотришь, например, на красивую женщину и наслаждаешься ее красотой, но подумай же, откуда к ней пришла такая красота: ведь если бы она была мертвой, этой красоты не было бы в ней; следовательно, красота её лица зависит от божественной жизненной силы, разлитой в ее теле и придающей лицу румянец и нежное выражение. Стало быть, корень красоты в силе Божьей. Но в таком случае сообрази: зачем мне увлекаться частью, когда я могу прилепиться к самому корню, к целому, к источнику, к высшему совершенству красоты.

Во всем, что существует в мире, заключены Божественные искры, даже в деревьях, камнях, во всех делах, совершаемых людьми; даже в грехах человеческих есть искры Божии, только искры тлеющие, тусклые, которые, однако, могут снова воспламениться и вознестись ввысь через покаяние.

Тот кто любит еврея, любит и Бога, ведь в каждом еврее есть Его частица.

Каждый должен вести себя сообразно со «своей ступенькой». Если он не поступает так, если он захватывает «ступеньку» своего ближнего и пренебрегает своей собственной, то он не осуществит ни своей возможности, ни возможности другого.

Сын Баал Шем Това в последние годы своей жизни часто беседовал со своим покойным отцом. Как-то во сне он спросил его: «Как следует служить Богу?» Баал Шем Тов поднялся на высокую гору и кинулся в пропасть. «Вот так», - ответил он сыну. А в другой раз он явился сыну в образе горы, объятой огнем с тысячами языков пламени. «И так тоже».

Однажды ночью к Гершеле, придворному шуту рабби Баруха, залезли воры. Порывшись в пустом доме и ничего не найдя, они собрались уже уходить. Но тут жена толчком разбудила Гершеле и стала взволнованно шептать, что у них в доме – воры! Гершеле приподнялся и ладонью закрыл жене рот. «Тише, - шептал он, - тише, не спугни их. Быть может, уходя, они что-нибудь забудут!»

Ты должен взывать к Богу, называя его Отцом до тех пор, пока и в самом деле не станешь Ему сыном.

Бог совершил столь великое самоограничение для того, чтобы через бесконечное число миров приблизиться к человеку, который иначе не мог бы вынести Его яркого света; поэтому и чловек должен отделиться от всего телесного для того, чтобы через все миры вознестись к Богу и достигнуть такого общения с Ним, которое граничит с самозабвением.

Истинное религиозное настроение заключается в том, чтобы во всех предметах и явлениях видеть не внешнюю материальную их оболочку, а скрытую в них частицу Божества, и возносить эту частицу мысленно к ее источнику.

Подобно тому, как дерево притягивает все соки земли к себя для прозведения плода, так и праведники вытягивают все духовные соки из вещей и сливают их с источником жизни – с Богом.

Каждый человек должен войти в Бога.

Ты должен служить Творцу так, будто в мире есть лишь один человек, то есть ты сам.

С тех пор, как я начал истинно служить Творцу моему, я уже больше не пытаюсь самостоятельно приобрести что-либо, но беру только то, что дает мне Бог. Ибо, если ученик темен, он сможет впитать любой приходящий к нему луч света.

Бывает что человек не решается петь громко, но подходит к нему другой и поет во весь голос, тогда и первый начинает петь громче. В этом – тайна слияния духа с духом.

Человек должен войти в Бога так, чтобы Бог мог его окружить со всех сторон и стать его местом.

Молитва означает прилипание к Богу, а прилипание к Богу означает утрату собственной сущности, как будто душа покидает тело.

Я никогда не просил ничего такого, чего не имел.

Молчун – не тот, кто умеет молчать, а тот, кто молчит. Молчание – не искусство, а ремелсо, не мысль, а действие.

Тот у кого есть сердце, не заботится о месте и пространстве, ибо обитель его – Вселенная.

Нет места для Бога в том, кто полон собой.

«Рабби, - сказал хасид своему цадику, - я видел мир и был потрясен его испорченностью». Рабби ответил на это: «Кто тебе сказал, что ты видел мир? Быть может, ты видел лишь самого себя?»

Не учение важно, а служение Богу.

Только того, кто приносит себя в жертву Богу можно назвать человеком.

Посетивший Ребе бизнесмен пожаловался на то, что прибыль от всех заключаемых им сделок слишком мала, хотя он и партнеры интенсивно работали.
- А сколько вы из этой прибыли отдали на благотворительсноть? – поинтересовался Ребе.
Испытывая замешательств, посетитель признался, что ничего не выделял на эти цели. – При заключении следующей сделки, - посоветовал Ребе, - сделайте Бога своим партнером, а для этого выделите 10% на благотворительсность. Тогда Бог, как и всякий надежный партнер, сделает все, что в Его силах, чтобы обеспечить успех вашей сделки.

Наши мудрецы говорят: «Ищи мира в своей душе на том месте, где ты стоишь». Мира нигде не обретешь, кроме как в себе самом.
Вячеслав
 
Сообщений: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 23:52
Откуда: г. Москва

Новое сообщение Вячеслав » 27 фев 2007, 04:22

Так как моя позиция по отношению к "бхакти" хасидизма вызвала некоторые недоумения у участников форума, считаю необходимым уточнить некоторые положения:

1. Бог. Идея бога внесена в народы извне, она чужда им.

Идея бога связана с двумя путями - теизм и пантеизм. Бог и созданный мир, Бог во всем. Все эти пути ведут человеческий разум к тупикам. Псевдо-разрешение дается в теопантеизме. Хасидизм тоже дает решение в теопантеизме. Но даже разрешение даваемое Гитой (4 глава 24 шлока) меня не устраивает.

2. Концепт Бога должен быть исключен в последующих, если таковые будут, системах взаимодействия с Высшим.

По причине его тупиковости (1), по причине его изначальной чуждости любой цивилизации кроме семитской (2), по причине завершенности (3) любых возможных продвижений в этом направлении. То есть, хасидизм продемонстрировал идеологическую завершенность разворачивания концепта "Бог". Причем, Гита, сделала это ещё раньше. По идее, после Гиты должны были появиться другие концепты. Например, буддизм, с моей точки зрения, равнодушен к идее Бога, но этого недостаточно.

3. Черные дыры.

Представьте себе наш несовершенный мир. Как с ним быть? Сделать его лучше! – скажут одни. Свернуть его, схлопнуть как карточный домик, - скажут другие. Они скажут, что Бог, когда создавал этот мир, немного ошибся (всемудрый и всемогущий Бог не рассчитал точно крепкость сосудов?!), и эту ошибку надо исправить. Каждую божественную искру, атом, молекулу надо вернуть Божеству да и самим с Божеством надо слиться. Лишить этот мир божественного присутствия, так как этот мир несовершенен уже изначально. Ничего тут хорошего, ни здесь, ни теперь, никогда не случится! Все надо срочно схлопнуть как воздушный шарик. И представьте себе, что некто за эту миссию взялся. Представьте себе эдакие черные дыры с руками и ногами, головой и ушами, соединенные одним концом с нашим миром, а другим с «БОГОМ». Плывет такая черная дыра по Земле и всасывает любые доступные ей «божественные искры». И это называется любовью к Богу.

И в дополнение опять приведу строчки Карен Армстронг «…например, многие из них начали курить лишь ради того, чтобы извлечь божественные искры из табака! Один из внуков Бешта, Барух (1757—1810 гг.) из Меджибожа, владел большим двором, прекрасной мебелью и гобеленами, и оправдывал всю эту роскошь тем, что в любых предметах его волнуют только божественные искры. Авраам Иехошуа Хешел из Апты (ум. в 1825 г.) имел привычку объедаться, чтобы извлечь из продуктов как можно больше искр».

Изображение


Является ли такой акт пределом пракуризации?
Для справки: пракуризация – низведение энергий Жизнеформ, сопровождаемое полным или частичным уничтожением оных.

А если сюда подтянуть Науку, Технику, Технологию.
Читайте книгу Юнгера, ведь машина «вообще вызывает впечатление чего-то голодного; ощущение мучительного, усиливающегося, невыносимого голода исходит от всего нашего технического арсенала. Хапающие, заглатывающие, пожирающие движения, которые непрестанно и ненасытно повторяются, демонстрируя неутоленный и ненасытный голод машин».

Не видно ли за этим высшим проявлением культуры Запада – машиной - всю ту же авторскую руку? А эти бесконечные войны, за которыми всегда, везде и за каждой из противоборствующих сторон стоит одна и та же авторская рука? Не есть ли это тоже способ извлечения божественных искр из народов?

Нам кажется, что искры божьи, как в круговороте воды в природе, возвращаются к нам обратно в виде дождя, но это оказывается, в некоторых случаях совсем не так. Что-то важное, уникальное безвозвратно извлекается кем-то из мира и никогда не может быть уже восполнено…

И это все тоже называется любовью.
Как тут ещё раз не привести эту замечательную притчу из Махабхараты:

«Дэвы, риши, наги, асуры, к Праджапати приблизясь, Просили (его): “Да возвестится нам благо!” Им, настойчиво вопрошающим, возвестил благо Владыка: “АУМ – единое непреходящее Брахмо!” Этому вняв, в стороны они разбежались. Из тех, прибежавших для (получения) поученья, У змей развилась кусливость согласно их первичной природе; У асуров развилась лживость согласно их первичной природе; Щедрость развилась у богов, самообладанье у ришей. Получив один закон, в едином слоге, На разное все решились: змеи, риши, боги, данавы. Слушая наставника, каждый берёт сообразно своей сути, А спрашивая другого учителя, не получает (ответа), И по своему решенью он тогда продолжает дело: Учитель, разумеющий, внимающий также и враг из сердца исходят. (Анугита, гл. 26.).

Вот и некоторые услышали призыв Бхакти, но развилась у них кусливость змей!
---------
Вячеслав
 
Сообщений: 1095
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 23:52
Откуда: г. Москва


Вернуться в Читаем книги

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron