Страница 1 из 1

Йога-Сутры Патанджали

Новое сообщениеДобавлено: 04 дек 2006, 18:27
Брахман
Йога-Сутры Патанджали очень хороший сборник

http://psylib.org.ua/books/patanja/index.htm

Новое сообщениеДобавлено: 04 ноя 2007, 18:09
Вячеслав
Цитата о Йога-сутрах Патанджали из статьи Бориса Леонидовича Смирнова "Санкхья и йога". Привожу её чтобы не забывать о серьезном отличии йоги Гиты от йоги Патанджали.

http://www.bolesmir.ru/index.php?conten ... 17&gl=ioga

Для нас достаточно знать, что Йога-сутра - наиболее полное, наиболее раннее и наиболее авторитетное изложение той Йоги, которая сопряжена с Санкхьей и которая признавалась всегда как "подлинная Йога", как мерило, по степени отклонения от которого можно судить о степени "правоверности" других сравниваемых с ним текстов.

Коренное и решающее отличие йоги Упанишад и Гиты от йоги Патанджали состоит в том, первые ставят себе целью единение с Высшим, достижение единства (ekatvam) с Атманом (ранние Упанишады) или с Пурушей (Гита, поздние Упанишады), а йога Патанджали ставит себе целью разобщение (kaivalyam), одиночество каждого пуруши в отдельности (Санкхья-карика признаёт множество пуруш); пуруша должен отделиться от пракрити, но так как пуруш много, то естественно предположить, что и пракрити много и каждый пуруша уходит в своё одиночество "...в глубину, в бездыханность мою...".

Иначе: йога Патанджали ведёт к своеобразному солипсизму в духе "Монадологии" Лейбница; йога Упанишад и Гиты проповедует монизм и уже на основе его - известную общность.

Как система Лейбница в изложении самого творца "Монадологии" ведёт по существу к атеизму, хотел ли того Лейбниц или нет, так по существу ведёт к атеизму и йога Патанджали. Как бы ни старался Патанджали упомянуть Ишвару, он целиком опирается на Санкхья-карику, атеистическую по самому существу своему. Как неубедительны искусственно приделанная к "Монадологии" теория предустановленной гармонии и учение о "Верховной Монаде", учение не преодолевающее предела системы, так неубедительно упоминание в Йога-сутре Ишвары, с которым по существу Патанджали нечего делать.