Вопрос: "Насколько верно современные ученные этимологи выводят слово "крест" от "Христос", и соответственно крестьянин от христианин? Я встречал версии (У Сурова Михаила "Вологодчина: Невостребованная древность"), где слово крест связано с кресением, получением так называемого живого огня, а отсюда крестьянин=огнищанин, т.е. очажник (если считать огнище - очагом) или земледелец посечник, разводящий на вырубках огнища (если считать огнищем управляемые пожары для увеличения пахотной земли)."
Л.Н. Рыжков:
Распутывание языковых клубков - одно из высших наслаждений на земле. Версий слов "крест", "крещение", "крестьяне" и.т.д. более сотни, а связанные с этими корнями слова насчитывают тысячи. Путаница здесь связана с тем, что источников этих корней несколько и из совершено различных языков, из разных эпох, потому правильное определение истоков и стрелы времени не только дело чести ученого, но и маркер его квалификации. Устоять невозможно, даже из последних сил. Итак, "КРЕСТ".
Первое, что бросается в глаза - это противоречие главной христианской символики - "креста", на котором был распят Христос, как на орудии казни (Римский, латинский смысл - CRUX - "крест") и самой процедуры "крещения" - погружения в воду, омовения. Причем о необходимости этого действа (омовения, купания) как очищающего от магических пут, от магического рабства, предсказал пророк - Иван Креститель (Иван Предтеча), за что был по наущению иудейской жрицы-танцовщицы Саломеи, племянницы царя Ирода обезглавлен. (Иудейская легенда, арамейский язык, латынь еврейского историка Флавия, греческие ссылки в Евангелиях).
Разнообразна даже форма креста - у Христа и Андрея Первозванного (Андревский флаг России) формы креста различны, а в латыни крест распятия – СRUХ - и процедура крещения - BAPTISTA имеют разные семантические корни и взяты из разных языков.
Baptista - это заимствование латынью греческого слова, означающего специальное ритуальное омовение. Подчеркиваю - специальное, но в широком смысле слова (но не купание в купели). Даже крашение краской, разведенной в воде, будет Baptista. Тогда в чем же дело? За что голову рубить? Почему "омовение" становится ритуальным запретным "крещением" целой новой религии? Почему эта простая процедура становится ненавидимой иудеями и причиной варварского обряда отрубания головы, да еще принесения ее на блюде?
Постараемся, оставаясь в научных рамках сравнительного религиеведения, не касаясь вопросов Веры, разобраться в вопросе.
Разгадка оказывается простой. Искусственное ритуальное поддержание ортодоксального верующего иудея в состоянии постоянной связи с управляющим им духом - Иеговой осуществляется сложной системой ритуальных омовений конечностей специальной подготовленной водой. Вода особая, готовится служителями религии. Встав утром, иудей обязан опустить руки в заранее приготовленный сосуд с этой водой и произнести специальную молитву Иегове. Аналогичная процедура производится после каждого "осквернения" - посещения рынка, разговора с не иудеем, рукопожатия, даже до и после обычного приема "кошерной", т.е. освященной чистой пищи.
Это моя фантазия? Нет!! Обратимся к признанному источнику Евангелий и начнем цитирование. Вопрос важен, поэтому подробности не будут лишними.
Цитата 1.(Евангелие от Луки, с.1102, 11, 37-45). "Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег" (В те времена везде обедали полулежа.) "Фарисей же удивился, что Он не омыл (окрестил, по иудейскому обряду обаптистил) рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.".
Из этой цитаты следует, что как иудеям, так и христианам был известен обряд очистительного baptista (ритуального омовения, крещения) еще до распятия Иесуса на кресте, и что христиане считали смысл и силу очистительной процедуры утраченной фарисеями из-за их нечистого иудейского «внутреннего мира».
Цитата 2. (Евангелие от Марка., с. 1063, 7,5. ) "Затем спрашивают Его фарисеи и книжники: почему ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неомытыми (некрещеными) руками едят хлеб?"
Из этой цитаты следует два вывода. Во-первых, обряд омовения (магического очищения) был давно известен в иудейской религии ("старцы"). Во-вторых, очистительные свойства омовения определены не самой физиологической процедурой омытия, а молитвенным обращением (структуризацией) очищающей среды (воды), адресом молитвенного обращения. Поскольку по многим источникам бог иудеев Иегова – это злой дух, а по иудейским представлениям – Вседержитель, иудеи считали христиан носителями противоположной, негативной, дьявольской тенденции, и приписывали исцеляющие успехи христиан помощи сатаны - Вельзевула, а Христа - исчадием, распиная его именем Иеговы. Злоба их росла по мере успехов учеников христиан в исцелениях, и они попытались расправиться с ними чужими руками – рукам римлян (оккупантов). А число крещеных христиан росло стараниями Ивана Предтечи еще до распятия Иесуса на кресте.
Таким образом, «крещение» христиан отличается от baptista иудеев. Осталось разобраться, чем они отличны. Ниже будет изложена догадка автора.
Третий источник семантики "крещения" связан с древнеславянским корнем "крес" - "креслить" - проводить линии, чертить, ставить перекрестки - "крест" ("на все четыре ветра"), «окрестность», «перекрестие». Происхождение слова очень древнее, переплетается с терминами обработки камня: тесать, обтесывать, высекать огонь, царапать, делать резьбу, т.е. относится к каменному веку.(Slovensko - Ukrajinsky slovnik). Слово распространено практически во всех славянских языках. Позднее: рисовать, чертить,
В русском языке осталось "кресало" - от языческого праздника Иванова дня, кресалом высекали первичный огонь для очистительных огнем костров и ритуальных колес праздника летнего солнцестояния, части Солнечной религии, праздника Ивана Купалы. «Купалы», потому что вслед за очищением огнем, следовало «крещение» - общее купание, очищение водой. При этом «кресало» опускалось в воду, объединяя очищающие стихии.
В украинском языке осталось - "пидкреслювать" - подчеркивать, проводить прямые линии, "креслыть" - чертить. Мы вернемся еще к этой теме, но главное отметим предварительно:
ТОЧНОЕ АСТРОНОМИЧЕСКОЕ, СОЛНЕЧНОЕ, РИТУАЛЬНОЕ, СМЫСЛОВОЕ СОВПАДЕНИЕ ОБРАЗОВ, ДАТ И РИТУАЛА ИВАНА ПРЕДТЕЧИ ХРИСТИАН и ИВАНА КУПАЛЫ СОЛНЕЧНОЙ РЕЛИГИИ будет рассмотрено нами ниже в форме догадки, т.к. официальная причина заточения и казни Ивана Предтечи в литературе господствует иная, - считается, что это женская месть иудейскому пророку на службе у царя Ирода.
В нашей литературе толкового объяснения этому также нет. Приведу пример:
ИВАН КУПАЛА
«Народное название праздника в память о Рождестве св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Отмечается церковью 24 июня / 7 июля. В крестьянском календаре эта дата значима как день летнего солнцестояния. В русской традиции праздник в честь Рождества св. Иоанна Крестителя был приурочен к языческому празднику Купалы. В рамках народного календаря день Ивана Купалы входил в единый цикл с праздниками Аграфены Купальницы и Петрова дня — дня памяти св. Петра и Павла. День Ивана Купалы считался самым длинным в году. В народном сознании в этот день особая сила приписывалась всем природным стихиям — огню, воде, земле, а также растительности. Крестьяне совершали многочисленные обряды с использованием охранительных, очистительных и продуцирующих свойств растений и природных стихий: возжигали купальские огни, купались в водоемах, обливали всех встречных водой, катались по росе и земле, собирали целебные травы и проч. С Ивана Купалы начинали заготавливать банные веники на весь год. В то же время ночь накануне Ивана Купалы считалась опасной, так как особую силу приобретала и нечистая сила. В этой связи для праздника были характерны так называемые ритуальные бесчинства, устраиваемые ночью молодежью: шум, драки, закладывание печных труб, заваливание ворот и проч».(«Русская мифология». Энциклопедия. Составитель Елена Мадлевская. «Эскимо»,2006г., с.736.)
Итак, дезинформация:
1.Оказывается, древний праздник Солнцестояния – всего лишь народное название церковного праздника рождества Ивана Крестителя, а т.к. Креститель – литературный персонаж, то и древний языческий обряд основного Солнечного культа древнейшей базовой культуры – есть лишь следствие 9 века новой эры – даты привнесения христианской литературы на Русь. На самом же деле – как было показано – время Купалы – это каменный век.
2. Для Солнцестояния появляется некий «крестьянский календарь». Значит вне его – никакой астрономической закономерности Солнечной системы нет. И нет удивительнейшего совпадения дат основной языческой древней культуры с точной научной астрономической современной культурой.
3.Объединение 3-х церковных праздников для выражения 1 языческого – фантастическая дезинформационная чушь.
Теперь вернемся к начальным вопросам. С этим проще «Крестьянин» - поздний термин и означал члена общины селян, которая имела хозяйственные отношения и обязательства перед (или с) христианскими монастырями. Есть еще более позднее значение. Так именовался селянин, признающий христианскую Святую Троицу. Что касается термина «огнищанин», то слово «кресало» относилось не «огню» в собственном смысле, а к способу высечения его из камня. Есть любопытный пример. Бытует такой автор Бус Кресень (псевдоним). Казалось бы, имя исключительно славянское прямо ко дню Купалы. Однако слово «бус» - не славянское (норвежское?, германске, викинговское) и означает судно для перевозки большого числа солдат (может все «бусы» - автобус и т.д. оттуда и пошли?). Привожу доступную цитату (Срезневский, т.1 ч.1. с.194-195). С древностью нужно обращаться осторожнее.
Свою гипотезу изложу позднее, т.к. хворь усилилась.